Голливудская актриса Шэрон Стоун не так давно отличилась знанием буддизма. Узнав о страшном землетрясении
в китайской провинции Сычуань, в результате которого десятки тысяч
людей погибли, еще больше ранены и остались без крова, она заявила, что
это, дескать, плохая карма – наказание Китаю за то, что его
правительство не в ладах с Далай-ламой. Заявление
трогательное. Начать с того, что правительство, сидящее в Пекине - это
одно, а простые люди, погибшие в землетрясении – немножко другое. Чем
они-то провинились перед властительницей кармы Шэрон Стоун? Помимо
этого нужно заметить, что Сычуань граничит с Тибетской автономной
областью. Сычуань неоднократно отвоевывалась тибетцами у Китая, на
протяжении многих столетий тибетцы там расселялись и сейчас природных
тибетцев в Сычуани чуть ли не столько же, сколько в самом Тибете.
Выходит, что от землетрясения пострадали в первую очередь сами тибетцы. И
наконец, разрушению подверглись и сами буддийские монастыри, в которых
тибетцы молятся. Так что если Шэрон Стоун желала кого-то покарать, то
попала точно не в бровь, а в глаз. Шэрон Стоун уже публично
покаялась, убоявшись финансовых потерь, – знаменитые косметические фирмы
отказались иметь с ней дело. Но дело не в голливудской мисс. Дело в
самом принципе. История с ее выступлением вообще типична: иностранцы
лезут в китайские дела, в которых ни ухом, ни рылом. Почему Шэрон Стоун
не высказывается о последних течениях, например, в математике или в
химии? Потому что математика требует точных знаний. Но знание о Китае по
точности и обширности не уступает знаниям математическим, и даже
превосходит их. В результате китайцы лишний раз убедились, что
иностранцы не имеют о них никакого представления и говорить с ними не о
чем. «Собачки говоряшшие» Вообще, отношение к иностранцам у
китайцев, конечно, двойственное. С одной стороны, иностранцы – богатые
гости, носители цивилизованности и валюты, объект уважения и даже где-то
обожания. С другой – это янгуйцзы, заморские черти с длинными
носами, дикие варвары, не способные прочитать по-китайски простейшего
иероглифа. Нет у них ни подлинной культуры, ни образованности - одним
словом, они не китайцы. Как в кино по Булгакову: «Что вам угодно? –
Странники мы. Собачку говоряшшую пришли посмотреть…» В глазах многих
китайцев иностранцы и есть такие вот «говоряшшие собачки», и, главное
дело, говорящие даже не по-китайски, а на своем, собачкином, языке. Вопрос:
как же тогда эти говорящие собачки смогли поработить великий
императорский Китай и долгими десятилетиями держать его в таком
состоянии (начиная с опиумных войн в XIX веке и фактически вплоть до
образования КНР в 1949 году)? В качестве ответа на этот вопрос китайцы
обычно кивают на свою разобщенность. Небезызвестный Бо Ян, автор книги
«Этот отвратительный китаец», говорит: «Один японец подобен свинье, три
японца подобны дракону. Один китаец подобен дракону, три китайца подобны
банке с пауками». Три китайца – четыре мнения. Ситуация напоминает,
конечно, еврейские анекдоты.