Форма входа
Календарь
«  Февраль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Архив записей
Алатоо жаңылыктары
Мини-чат
Комментарии

AlbertDek: Men dating men experience out of, consistency, and the dream of relationships in their own unmatched


1lpenistrTum: Лендинг-пейдж — это одностраничный сайт, предназначенный для рекламы и продажи товаров или услуг, а


1lpenistrTum: Лендинг-пейдж — это одностраничный сайт, предназначенный для рекламы и продажи товаров или услуг, а


CyharlesBen: Dating is a journey that encompasses the deviltry of good samaritan coherence, live increase, and fa


Lindsayhet: Прошу прощения, что вмешался... Я разбираюсь в этом вопросе. Давайте обсудим.
Ile trwa limit


StevenPlend: Hello, kglan.ucoz.org

We can help you rank your website number 1 in Google which would


Emmaexoky: Да вы талантливы
что значит наличие особого сертификата для бизнеса? мы получаем возможность


Galencub: Что не так с инвестиционной компанией Life is Good — пирамида или нет?
<a href=http://www.


RobertCoN: very good
_________________
<a href="https://sportbetbonus.lol/6948.html"


JakeTuh: Восполнить пробел?
100% ценам в случае, <a href=http://renebiemans.nl/users.php?m=details&

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сообщество кыргызстанских студентов
в городе Ланьчжоу

  День государственного языка в Кыргызстане(23 сентября).

     Каждый из нас познаёт мир: одним познание даётся труднее, другим – полегче; один взрослеет быстрее, другой помедленнее. Но в любом случае никто из нас не обходится без родного языка, без слов и выражений самых простых.
     Язык – это целый мир. Язык – это национальное богатство. Язык – часть культуры. Он занимает важнейшее место в человеческой деятельности, позволяя изучать науку и производство, нравы и обычаи, заниматься политикой и искусством.
     Выясняя законы окружающего мира, человек неизбежно относит их к себе, пытаясь понять своим умом и выразить своими словами.
     История всякого языка отражает не только историю народа, но и важнейшие этапы его культурного развития. Более того, уровень культуры народа во многом определяется степенью развитости языка: наличием письменной формы, богатым словарным запасом, помогающим описать любую сферу человеческой деятельности, наличием различных стилистических форм на все случаи жизни и т. д.

Кыргызский язык обладает всеми этими свойствами и является величайшим богатством нашего народа. Кыргызский язык – это прежде всего богатые устные традиции, о которых свидетельствует творчество народных сказителей - акынов. Писатели постоянно напоминают нам и своим творчеством, и прямыми высказываниями, что нужно очень бережно обращаться с этим сокровищем. Мы называем свой язык родным, потому что говорим на нём с детства, думаем, мечтаем, на нём говорят наши родственники. Это язык нашей родины, в котором есть и решительное,  твёрдое слово «борьба»,  и мягкое, нежное – «любовь», и доброе, тёплое, ласковое – «мама».

Известно, что 23 сентября 1989 году Верховный совет Киргизской ССР единогласно принял Закон «О государственном языке Киргизской ССР». Согласно этому закону любой проживающий на территории Кыргызстана имел право выбирать для общения тот язык, на котором ему удобно общаться.

Кыргызское правительство постановило отмечать День государственного языка 23 сентября каждого года.
История кыгызского языка имеет несколько периодов развития. В современном мире в кыргызском языке различают три диалекта - северный (основа современного литературного языка), юго-восточный и юго-западный, с которыми связана история написания кыргызского эпоса «Манас».

     Так что же представляет собой кыргызский язык?

Kыргызский язы́к (кыргы́з тили́, قىرعىز تئلى) — государственный язык Кыргызстана   , относится к тюркским языкам (кыпчакская  группа языков. Также носителями киргизского языка являются этнические киргизы, проживающие в Узбекистане , Таджикистане , Казахстане , Китае , России  и некоторых других странах. Письменность до 1928 года  в СССР  и по настоящее время в Китае  — арабский алфавит . С 1928 по 1940  гг. использовался латинский алфавит. Современная письменность — на основе кириллицы.

Раннесредневековые енисейские кыргызы были одними из тех восточных тюрков, которые изобрели и пользовались орхоно-енисейской руноподобной алфавитной письменности. Кыргызский (енисейский) вариант графики, согласно мнению И. В. Кормушина и других ученых, примыкают к таласским и кочкорским вариантам руноподобной графики.

Есть несколько сохранившихся каменных и других надписей, оставленных непосредственно раннесредневековыми енисейскими кыргызами. Одной из них является так называемая Суджинская надпись (найденная в Северной Монголии), оставленная кыргызской вельможей в эпоху Кыргызского каганата (середина 9-го века).

От позднесредневекового периода остались многочисленные фольклорные тексты, обработка которых далека от завершения.

Есть мнение, что в XVII-XVIII веках, когда многие племена киргизов стали частью Джунгарского ханства, а другие боролись за сохранение своей независимости, сформировалось окончательное осознание тенгир-тооскими (тянь-шаньскими) киргизами себя как мусульманского народа. В этот период завершилось создание эпоса «Манас», представляющего собой организующую идею киргизов как нации. Тарбагатайские же группы кыргызов оказались в орбите буддийской (ламаистской) религии.

В то же время были и другие группы енисейских кыргызов (в Маньчжурии, Монголии и Сибири), которые постепенно интегрировались в другие тюркские и монголоязычные этносы. Эти факты также показывают, что енисейские кыргызы как этнос сформировались надолго до XV века и на обширной территории Центральной и Внутренней Азии и Южной Сибири, а не на территории современной Киргизии.

В XVIII-XIX веках киргизы жили как в пределах Кокандского ханства, так и в Восточном Туркестане и Афганском Памире, пользуясь на письме поздним чагатайским языком с местными особенностями.

Были написаны много рукописных книг на киргизском языке в арабской графике, и лишь некоторые из них были опубликованы в конце XIX — начале XX в. (эпизоды «Манаса» сказителя Тыныбека Джапый уулу, книги Молдо Кылыча Шамыркан уулу, Осмоналы Сыдык уулу, Эшеналы Арабай уулу, и других), то есть, до русских революций 1917 года (хотя в советское время официально было принято положение о том, что будто бы письменная культура киргизов берет начало лишь с «ленинской культурной революции» 1920-х годов.

Во второй половине XIX века, а именно в 1855—1876 гг., среднеазиатские киргизы (за исключением афганских и восточно-туркестанских киргизов) оказываются в составе Российской империи, и язык подвергся сильнейшему влиянию русского языка.

23 сентября Государственный язык Кыргызстана — кыргызский. В 2009 году исполнилось 20 лет с того дня, как в 1989 году Верховный совет Киргизской ССР единогласно принял Закон «О государственном языке Киргизской ССР», которым закрепил за кыргызским языком статус государственного языка.

Кыргызский язык — язык кыргызско-кыпчакской подгруппы, по другому определению — восточно-хуннской ветви тюркских языков. Из около 4 миллионов человек около 2,5 миллионов проживают в Кыргызстане, остальные компактно живут в Китае, Монголии, Афганистане, Пакистане, Казахстане, Узбекистане и Таджикистане. В кыргызском языке различают три диалекта: северный (основная база современного литературного языка), юго-восточный и юго-западный.

В истории кыргызского языка выделяют три периода: древнекыргызский (8-9 века), среднекыргызский (10-15 века) и новокыргызский (с 15 века). В рамках последнего выделяют четыре этапа: с 15 до середины 18 века, когда кыргызские племена, находясь на юге Кыргызстана, сохраняли тесные связи между собой (арабо-персизмы этой эпохи отличаются однородной адаптацией); с середины 18 века до Великой Октябрьской революции, когда диалектные расхождения углубились; советский, когда с консолидацией нации формируется единый национальный язык кыргызов; постсоветский период, определяющей тенденцией которого является бурное развитие национального языка на народной основе при одновременном массовом заимствовании лексики из английского и других западных языков. Кыргызский язык имеет глубокие и богатые народно-поэтические традиции, его история связана с местной древнетюркской и древнекыргызской руникой и письменными памятниками восточнотюркского варианта тюрки. С победой енисейских кыргызов над Уйгурским каганатом в 840 году связывают начало становления колоссального по объему кыргызского эпоса «Манас», для полного исполнения которого потребовалось бы 6 месяцев. Имя главного героя эпоса ассоциируется с мавзолеем Манаса (14 век) на реке Талас. Кроме него, на кыргызском языке созданы дастаны — народные поэмы «Кедейхан», «Курманбек», «Ер Тоштюк», «Джаныш-Баиш», «Ер Табылды», «Сарынджы и Бокой», «Олджобай и Кишимджан» и др. Письменная литературная традиция опирается на творчество акынов Калигула и Арыстанбека (19 век), Токтогула Сатылганова (1864-1933), Баимбета Абдрахманова — Тоголока Молдо (1860-1942) и их последователей. Основы кыргызского языкознания заложили выдающиеся тюркологи Игорь Батманов (1906—1969) и Константин Юдахин (1890—1975).

 Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2507/

www.kginform.com

http://ru.wikipedia.org

 

 


Copyright KGLAN © 2025Конструктор сайтов - uCoz